Речь героев. Новый язык
Речь героя произведениев — мощный способ создать неповторимый образ и/или быстро набросать знакомые черты. Здесь автором продумывается и лексика, и долгота/краткость периодов, и порядок слов, и степень грамотности.
Казалось бы, штука давно известная и вкусная с т. з. реализации, но почему-то редко встречающаяся в текстах сишников.
читать дальше
Более того, иногда речь героя находится в стойком противоречии с портретом-характеристикой, данной автаром. Автор утверждает, что герой — матёрый убийца и висельник, а стоит герою открыть рот, и становится ясно, что это велеречивый парнишка. Или гениальный профессор «проговаривается» так, что в пору его снова в школу отдавать.
О, это известная проблема — «должен ли автор быть умнее своих героев, или ему следует научиться обманывать читателя?»
Проблема яйца ломаного не сто?ит: если художник Михаил Васильевич Нестеров был способен написать достоверный портрет академика Павлова, то это не значит, что Нестеров полностью изучил и понял его научные труды. Вряд ли Вагнер рассекал вместе с валькириями. Значит, и писатель может создать более умного (высшего, душевного и т. д.) персонажа.
Ещё одно занятное направление, точнее, перспективный инструмент автора, особенно фэнтезиста-затейника, — создание оригинального языка, на котором станут говорить какие-то герои.
Чёрт с ним, с эльфийским Толкина или языком Н'ави из «Аватара». Это новые конструкты, которые без некороткого изучения интуитивно не просечёшь.
Занятнее пойти по пути детства. Наверняка вас тоже когда-то коснулись какие-нибудь поветрия вроде «А давайте ко всем словам добавлять в конце -сла? Это будет новый язык!» В 1985-1986 годах в Семипалатинске бродила эта штучка. Ясла оченьсла хорошосла этосла помнюсла, исла знаюсла, чтосла всемусла винойсла — мультиксла просла Мумитроллясла.
Или вот речь мастера Йоды. С нарочно вычурным порядком в предложении слов она. Ощущение она глубокомысленности и инопланетности даёт.
Язык падонкафф. Без комментариев. Разве что важен найга-английский подход «как слышыца, так и пишыца».
Блатная «музыка». Помесь привычных слов, изменивших значение (котлы = часы), с новоязом и словами, заимствованными из иврита.
И вот она... Промежуточная цель... Придумать социальную группу или народец, а то и расу, которая бы говорила на каком-то полутарабарском языке.
Этот язык должен отвечать условиям:
— быть интуитивно понятным читателю, нельзя задалбывать его частыми сносками (словарь несложный, законы построения фраз привычные или чётко нарушенные),
— вытекать из сущности носителей, т. е. у воров это «потайной» язык (лукавый офенский язык нужен был коробейникам, чтобы советоваться друг с другом, как обзетить покупателя), у необразованных людей он должен быть максимально простым, у интеллектуалов, возможно, пестреть массой заимствований из латыни, английского и прочих, и т. д.,
— желательно, чтобы читателю понравилась эта игра автора, а значит к понятности следует добавить и интригу, остроумие, обаяние,
— как результат всего перечисленного — в книжке особый язык героев возникает не ради себя самого, а для раскрытия образов, очерчивания конфликта, погружения в социальную среду, в которой бытует этот язык, что делает книжку глубже, даже если она аттракцион, а не нравственный романъ.
Ну, вроде бы, всё.
Если вы, коллеги, уже конструировали нечто подобное или имеете идеи, то давайте обсудим для пользы дела. Не всё же на голую Мадонну фтыкать.O
*********** автор мне не известен*************
«Пусть каждый выбирает для себя
Рожденье, Смерть, Религию и Бога.
Я выберу свою дорогу
Пройду тропой, проложенной впотьмах.
Пусть каждый выбирает для себя
Любовь и верность,
Ненависть, вражду.
Я выберу всего лишь честность
И лёгкую на сердце ворожбу.
Пусть каждый выбирает для себя
Час, день и миг, когда приходит Вечность
Я выберу улыбку завтрашнего дня
И нежное касанье песни.
Пусть каждый выбирает для себя
Иллюзия или реальность.
Я выберу сверканье льда
И пламя нашей странной страсти.
Пусть каждый выбирает для себя
Свет, Тьму, Добро и Зло
Неважно,
Я выберу Добро и Тьму
И капельку земного счастья.
Пусть каждый выбирает для себя
Меч ли, щит ли
Или ветку мирта
Я выберу иллюзию любви
И грамм несбывшейся надежды.
Пусть каждый выбирает для себя
Родной ли дом
Или чужие дали
Я выберу горчащие печали
И слезы вновь когда-нибудь потом.
Пусть каждый выбирает для себя
Прохладную рассветную росу
Иль тень забвения тумана
Я выберу иллюзию обмана
И сумрака разящую красу.
Пусть каждый выбирает для себя
И каждый выбор будет верен
Ведь только этот путь пройдя
Ты сможешь быть в себе уверен
Пусть каждый выбирает для себя
Рожденье, Смерть, Религию и Бога.
Я выберу забвения дорогу
Быть может, здесь найдут меня.
Пусть каждый выбирает для себя...»
мимоходом
Речь героев. Новый язык
Речь героя произведениев — мощный способ создать неповторимый образ и/или быстро набросать знакомые черты. Здесь автором продумывается и лексика, и долгота/краткость периодов, и порядок слов, и степень грамотности.
Казалось бы, штука давно известная и вкусная с т. з. реализации, но почему-то редко встречающаяся в текстах сишников.
читать дальше
Речь героя произведениев — мощный способ создать неповторимый образ и/или быстро набросать знакомые черты. Здесь автором продумывается и лексика, и долгота/краткость периодов, и порядок слов, и степень грамотности.
Казалось бы, штука давно известная и вкусная с т. з. реализации, но почему-то редко встречающаяся в текстах сишников.
читать дальше